Гибель германского дирижабля LZ-129 «Гинденбург»
Символ величия фашистской Германии, гигантский дирижабль LZ-129, который получил прозвище «Небесный Титаник», в 1937 г. взорвался при швартовке на военно-морской базе США в Нью-Джерси. На борту находилось 97 пассажиров и членов экипажа, из них погибло 36 человек. По последним данным, причиной взрыва стал террористический акт.
1900 год, лето — немецкий генерал Фердинанд фон Цеппелин представил публике сконструированный им дирижабль – управляемый рулями и движимый воздушным винтом аэростат, который имел обтянутый тканью металлический каркас. Первый опыт был неудачен – пролетев 32 км за 18 мин., «жесткий» дирижабль Цеппелина попал в бурю и разбился. Спустя 5 лет на свет появился доработанный вариант «воздушного корабля», который с успехом прошел все испытания. Несмотря на то что в скором времени он также разбился при посадке, дирижаблестроение стало бурно развиваться в Европе и США, а все аппараты подобной конструкции с той поры начали называться «цеппелинами».
Огромную популярность дирижаблям обеспечила рекордная грузоподъемность и высокая скорость перемещения по воздуху. Цеппелины успешно использовали в военном деле, а в 1909 г. уже была создана первая в мире пассажирская транспортная компания «Германские дирижабли». 1917 год, март — к моменту смерти своего основателя, фирма Фердинанда Цеппелина построила больше 100 управляемых аэростатов, два из которых – «Граф Цеппелин» и «Гинденбург» – навсегда вошли в историю мирового воздухоплавания. Первый широко известен тем, что почти за десятилетие работы смог перевезти больше 13 000 пассажиров, а второй – стал последним аэростатом, который совершал регулярные рейсы с людьми на борту.
Дирижабль «Гинденбург», регистрационный номер LZ-129, построила фирма Deutsche Zeppelin-Reederei в 1936 г. Имя покойного президента Германии воздушный корабль получил по личному распоряжению Адольфа Гитлера. По его мнению, самый большой и самый дорогой летательный аппарат тех времен должен был символизировать возрождение Третьего рейха, представлять из себя неопровержимое доказательство превосходства арийской расы.
Своими размерами новый дирижабль не уступал печально известному «Титанику». Алюминиевый корпус воздушного монстра длиной 248 метров и диаметром больше 40 метров был разделен на 16 отсеков, в которых находились камеры, заполненные взрывоопасным водородом. Полный объем газа составлял 212 000 м 3. Снизу к каркасу цеппелина подвешивали четыре дизельных двигателя мощностью по 1 050 л. с. и гондола с кабиной пилотов, пассажирским салоном и грузовым отсеком. При полном запасе топлива дирижабль «Гинденбург» мог перевозить 50 пассажиров с багажом и 12 т других грузов на расстояние до 15 000 км, на максимальной скорости 135 км/час.
На втором этаже гондолы дирижабля (верхняя палуба) было расположено 26 двухместных кают, бар, гостиная со специально сконструированным легким пианино и эстрадой для кабаре, а также вместительный танцзал и огромная библиотека. Вдоль бортов находились прогулочные галереи с огромными наклонными окнами. На нижней палубе была кухня, лифтовое хозяйство и служебные помещения.
В рекламном проспекте сообщалось: «Обращено большое внимание на комфорт пассажиров, к услугам которых большой салон, служащий также рестораном, удобные спальные кабины, которые снабжены кнопками для вызова стюартов, умывальные комнаты и передовая электрическая кухня». Кроме того, дирижабль оснащался самыми современными навигационными приборами и оборудованием. Строго соблюдались меры противопожарной безопасности. В частности, экипаж был одет в антистатическую верхнюю одежду и обувь на пеньковой подошве, а пассажиры перед посадкой должны были сдать спички, зажигалки и фонарики.
Успев только сойти со стапелей Фридрихсхафенской верфи, дирижабль «Гинденбург» сразу же установил мировой рекорд скорости, совершив перелет через Северную Атлантику за 43 часа.
В том же 1936 году он совершил десять рейсов на Американский континент (при астрономической стоимости билета – больше $800), а на следующий год были запланированы еще 18. В книге «„Гинденбург“ – иллюстрированная история» было сказано: «В тот момент его популярность была почти мистическая. Где бы он ни появился, везде он производил сенсацию. Следует заметить, что это был самый известный из всех когда-то существовавших воздушных кораблей».
Поздно вечером 3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» открыл навигацию, он стартовал из Франкфурта-на-Майне и взял курс к берегам Нового Света. На борту присутствовал один из директоров фирмы Deutsche Zeppelin-Reederei Эрнст Лейман, который решил лететь в составе экипажа после того, как стало известно о готовящейся диверсии на дирижабле. Об этом Лейману было сообщено в гестапо и показан соответствующий донос-предупреждение.
«В этой ситуации я обязан быть с моими парнями», – объявил инженер о своем решении, и никто не мог уговорить его воздержаться от полета. Накануне были приняты необходимые меры безопасности – о всех пассажирах собрали информацию, за подозрительными было установлено скрытое наблюдение. Капитаном дирижабля назначили опытного пилота Макса Прусса, который имел боевую закалку Первой мировой войны.
Через океан перелет прошел без происшествий и через трое суток незабываемого путешествия пассажиры дирижабля «Гинденбург» были над Манхэттеном. Из открытых окон обзорного помещения они поприветствовали репортеров и фотографов, которые встречали их на верхней площадке самого высокого здания в мире – 102-х этажного небоскреба Эмпайр Стейт-билдинг. К вечеру 6 мая 1937 г. дирижабль благополучно прибыл на военно-морскую базу «Лейкхерст», штат Нью-Джерси, – конечный пункт полета, но из-за начинавшейся грозы был вынужден уйти в сторону Атлантик-сити. Спустя полтора часа, переждав непогоду, Макс Прусс вновь взял курс на базу, потому как в полночь того же дня должен был отправиться в обратный путь.
В аэропорту опоздавший дирижабль встречало больше 1000 человек – родственники, репортеры, кинооператоры, аэродромная обслуга. Под звуки бравурного марша цеппелин описал дугу, чтобы положить нос по ветру, потом двигатели отработали реверс, и серебристая сигара с черной свастикой на огромном хвосте медленно подошла к 60-ти метровой причальной башне.
В 19.25 с гондолы цеппелина на землю полетели швартовы. Радиоприемники по всей стране транслировали репортаж, который вел известный американский журналист Герберт Моррисон: «Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают дирижабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на 500 футов…» На глазах у объятых ужасом очевидцев дирижабль «Гинденбург» быстро превращался в факел – огонь получал непрерывную подпитку из огромных отсеков, которые были заполнены водородом. Когда спустя миг все было кончено, Моррисон продолжал: «Я никогда не видел ничего более страшного. Это самая жуткая катастрофа в мире! Все пассажиры погибли! Я не могу в это поверить!»
Уже спустя несколько секунд после начала пожара воздушный корабль задрал нос и ударился кормой о землю. Это дало возможность нескольким пассажирам, которые стояли в коридоре гондолы, выпрыгнуть в окна с 5-ти метровой высоты и таким образом остаться в живых. Командир дирижабля «Гинденбург» Макс Прусс и члены экипажа, которые находились в носовой рубке, сгорели заживо на своих рабочих местах. Другие пассажиры мгновенно погибли от удушья, потому как кислород сразу же был поглощен горевшим водородом.
За 32 секунды, пока продолжался пожар, пламя полностью уничтожило дирижабль, оставив на земле его искореженный железный остов. И лишь свастика чернела на чудом уцелевшем хвостовом оперении… Итог катастрофы был ужасным. Из 36-ти пассажиров, которые были на борту корабля тем злополучным вечером, 13 сгорели, разбились или умерли от ран и ожогов. Из 61 члена экипажа погибло 22 человека (в том числе от ожогов скончался директор фирмы-производителя дирижабля Э. Лейман). Погиб также один из техников аэродромной службы базы «Лейкхерст».
Расследование, которое было немедленно начато в Америке, продолжалось около года, но так ни к чему и не привело. Агентами ФБР было отработанно множество версий: от саботажа на борту корабля до удара молнии в причальную башню. На полном серьезе полицейские допрашивала местного фермера, которого досужие репортеры сделали главным виновником взрыва на военно-морской базе. Поводом к обвинению послужила статья в газете, в которой говорилось, что фермер выстрелил из ружья в швартовавшийся дирижабль, так как из-за рева авиационных моторов у него в сарае перестали нестись куры…
Самой вероятной причиной катастрофы было признанно воспламенение гремучего газа (он образовался из-за утечки водорода), возникшего от разряда статического электричества, накопившегося в результате прошедшей накануне грозы. В конце концов, дело о крушении дирижабля «Гинденбурга» закрыли, а виновные так и не найдены.
Германскими спецслужбами было проведено свое расследование катастрофы, получив на то личное распоряжение Гитлера. Гестапо оказалось профессиональней своих заокеанских коллег. В результате проведенных розыскных мероприятий выяснили, что «символ Третьего рейха» уничтожила «адская машина», установленная одним из членов экипажа. Часовой механизм должен был сработать после того, как пассажиры и экипаж сойдут с дирижабля, но взрыв прогремел раньше…
Потому как подобный вывод следственной комиссии дискредитировал национал-социалистическую идею, истинная причина гибели корабля была скрыта от мировой общественности. Сыщики получили строжайшее указание имперского министра авиации Геринга «ничего не открывать!» И только через 35 лет в печати было опубликовано имя террориста, заложившего мину в кормовой отсек дирижабля. Им оказался антифашист Эрих Шпель, который сам стал жертвой теракта и скончался от ожогов на другой день после катастрофы.
Гибель дирижабля «Гинденбурга» привела к закату эры пассажирских дирижаблей. Несмотря на то что трагедия не была непосредственно связана с конструктивными недостатками цеппелинов, вера в «небесные сигары» была окончательно подорвана. Сразу же после катастрофы фюрер отдал приказ остановить работы по выпуску цеппелинов. Исключение сделали только для близнеца погибшего «Гинденбурга», получившего название «Граф Цеппелин II». Этот дирижабль был достроен и использовался для проведения разведывательных операций против Англии. А все его собратья, уже в 1939 г., были разобраны и отданы на переплавку – военным заводам гитлеровской Германии срочно требовался дефицитный алюминий.
В.Скляренко
Символ величия фашистской Германии, гигантский дирижабль LZ-129, который получил прозвище «Небесный Титаник», в 1937 г. взорвался при швартовке на военно-морской базе США в Нью-Джерси. На борту находилось 97 пассажиров и членов экипажа, из них погибло 36 человек. По последним данным, причиной взрыва стал террористический акт.
1900 год, лето — немецкий генерал Фердинанд фон Цеппелин представил публике сконструированный им дирижабль – управляемый рулями и движимый воздушным винтом аэростат, который имел обтянутый тканью металлический каркас. Первый опыт был неудачен – пролетев 32 км за 18 мин., «жесткий» дирижабль Цеппелина попал в бурю и разбился. Спустя 5 лет на свет появился доработанный вариант «воздушного корабля», который с успехом прошел все испытания. Несмотря на то что в скором времени он также разбился при посадке, дирижаблестроение стало бурно развиваться в Европе и США, а все аппараты подобной конструкции с той поры начали называться «цеппелинами».
Огромную популярность дирижаблям обеспечила рекордная грузоподъемность и высокая скорость перемещения по воздуху. Цеппелины успешно использовали в военном деле, а в 1909 г. уже была создана первая в мире пассажирская транспортная компания «Германские дирижабли». 1917 год, март — к моменту смерти своего основателя, фирма Фердинанда Цеппелина построила больше 100 управляемых аэростатов, два из которых – «Граф Цеппелин» и «Гинденбург» – навсегда вошли в историю мирового воздухоплавания. Первый широко известен тем, что почти за десятилетие работы смог перевезти больше 13 000 пассажиров, а второй – стал последним аэростатом, который совершал регулярные рейсы с людьми на борту.
Дирижабль «Гинденбург», регистрационный номер LZ-129, построила фирма Deutsche Zeppelin-Reederei в 1936 г. Имя покойного президента Германии воздушный корабль получил по личному распоряжению Адольфа Гитлера. По его мнению, самый большой и самый дорогой летательный аппарат тех времен должен был символизировать возрождение Третьего рейха, представлять из себя неопровержимое доказательство превосходства арийской расы.
Своими размерами новый дирижабль не уступал печально известному «Титанику». Алюминиевый корпус воздушного монстра длиной 248 метров и диаметром больше 40 метров был разделен на 16 отсеков, в которых находились камеры, заполненные взрывоопасным водородом. Полный объем газа составлял 212 000 м 3. Снизу к каркасу цеппелина подвешивали четыре дизельных двигателя мощностью по 1 050 л. с. и гондола с кабиной пилотов, пассажирским салоном и грузовым отсеком. При полном запасе топлива дирижабль «Гинденбург» мог перевозить 50 пассажиров с багажом и 12 т других грузов на расстояние до 15 000 км, на максимальной скорости 135 км/час.
На втором этаже гондолы дирижабля (верхняя палуба) было расположено 26 двухместных кают, бар, гостиная со специально сконструированным легким пианино и эстрадой для кабаре, а также вместительный танцзал и огромная библиотека. Вдоль бортов находились прогулочные галереи с огромными наклонными окнами. На нижней палубе была кухня, лифтовое хозяйство и служебные помещения.
В рекламном проспекте сообщалось: «Обращено большое внимание на комфорт пассажиров, к услугам которых большой салон, служащий также рестораном, удобные спальные кабины, которые снабжены кнопками для вызова стюартов, умывальные комнаты и передовая электрическая кухня». Кроме того, дирижабль оснащался самыми современными навигационными приборами и оборудованием. Строго соблюдались меры противопожарной безопасности. В частности, экипаж был одет в антистатическую верхнюю одежду и обувь на пеньковой подошве, а пассажиры перед посадкой должны были сдать спички, зажигалки и фонарики.
Успев только сойти со стапелей Фридрихсхафенской верфи, дирижабль «Гинденбург» сразу же установил мировой рекорд скорости, совершив перелет через Северную Атлантику за 43 часа.
В том же 1936 году он совершил десять рейсов на Американский континент (при астрономической стоимости билета – больше $800), а на следующий год были запланированы еще 18. В книге «„Гинденбург“ – иллюстрированная история» было сказано: «В тот момент его популярность была почти мистическая. Где бы он ни появился, везде он производил сенсацию. Следует заметить, что это был самый известный из всех когда-то существовавших воздушных кораблей».
Поздно вечером 3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» открыл навигацию, он стартовал из Франкфурта-на-Майне и взял курс к берегам Нового Света. На борту присутствовал один из директоров фирмы Deutsche Zeppelin-Reederei Эрнст Лейман, который решил лететь в составе экипажа после того, как стало известно о готовящейся диверсии на дирижабле. Об этом Лейману было сообщено в гестапо и показан соответствующий донос-предупреждение.
«В этой ситуации я обязан быть с моими парнями», – объявил инженер о своем решении, и никто не мог уговорить его воздержаться от полета. Накануне были приняты необходимые меры безопасности – о всех пассажирах собрали информацию, за подозрительными было установлено скрытое наблюдение. Капитаном дирижабля назначили опытного пилота Макса Прусса, который имел боевую закалку Первой мировой войны.
Через океан перелет прошел без происшествий и через трое суток незабываемого путешествия пассажиры дирижабля «Гинденбург» были над Манхэттеном. Из открытых окон обзорного помещения они поприветствовали репортеров и фотографов, которые встречали их на верхней площадке самого высокого здания в мире – 102-х этажного небоскреба Эмпайр Стейт-билдинг. К вечеру 6 мая 1937 г. дирижабль благополучно прибыл на военно-морскую базу «Лейкхерст», штат Нью-Джерси, – конечный пункт полета, но из-за начинавшейся грозы был вынужден уйти в сторону Атлантик-сити. Спустя полтора часа, переждав непогоду, Макс Прусс вновь взял курс на базу, потому как в полночь того же дня должен был отправиться в обратный путь.
В аэропорту опоздавший дирижабль встречало больше 1000 человек – родственники, репортеры, кинооператоры, аэродромная обслуга. Под звуки бравурного марша цеппелин описал дугу, чтобы положить нос по ветру, потом двигатели отработали реверс, и серебристая сигара с черной свастикой на огромном хвосте медленно подошла к 60-ти метровой причальной башне.
В 19.25 с гондолы цеппелина на землю полетели швартовы. Радиоприемники по всей стране транслировали репортаж, который вел известный американский журналист Герберт Моррисон: «Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают дирижабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на 500 футов…» На глазах у объятых ужасом очевидцев дирижабль «Гинденбург» быстро превращался в факел – огонь получал непрерывную подпитку из огромных отсеков, которые были заполнены водородом. Когда спустя миг все было кончено, Моррисон продолжал: «Я никогда не видел ничего более страшного. Это самая жуткая катастрофа в мире! Все пассажиры погибли! Я не могу в это поверить!»
Уже спустя несколько секунд после начала пожара воздушный корабль задрал нос и ударился кормой о землю. Это дало возможность нескольким пассажирам, которые стояли в коридоре гондолы, выпрыгнуть в окна с 5-ти метровой высоты и таким образом остаться в живых. Командир дирижабля «Гинденбург» Макс Прусс и члены экипажа, которые находились в носовой рубке, сгорели заживо на своих рабочих местах. Другие пассажиры мгновенно погибли от удушья, потому как кислород сразу же был поглощен горевшим водородом.
За 32 секунды, пока продолжался пожар, пламя полностью уничтожило дирижабль, оставив на земле его искореженный железный остов. И лишь свастика чернела на чудом уцелевшем хвостовом оперении… Итог катастрофы был ужасным. Из 36-ти пассажиров, которые были на борту корабля тем злополучным вечером, 13 сгорели, разбились или умерли от ран и ожогов. Из 61 члена экипажа погибло 22 человека (в том числе от ожогов скончался директор фирмы-производителя дирижабля Э. Лейман). Погиб также один из техников аэродромной службы базы «Лейкхерст».
Расследование, которое было немедленно начато в Америке, продолжалось около года, но так ни к чему и не привело. Агентами ФБР было отработанно множество версий: от саботажа на борту корабля до удара молнии в причальную башню. На полном серьезе полицейские допрашивала местного фермера, которого досужие репортеры сделали главным виновником взрыва на военно-морской базе. Поводом к обвинению послужила статья в газете, в которой говорилось, что фермер выстрелил из ружья в швартовавшийся дирижабль, так как из-за рева авиационных моторов у него в сарае перестали нестись куры…
Самой вероятной причиной катастрофы было признанно воспламенение гремучего газа (он образовался из-за утечки водорода), возникшего от разряда статического электричества, накопившегося в результате прошедшей накануне грозы. В конце концов, дело о крушении дирижабля «Гинденбурга» закрыли, а виновные так и не найдены.
Германскими спецслужбами было проведено свое расследование катастрофы, получив на то личное распоряжение Гитлера. Гестапо оказалось профессиональней своих заокеанских коллег. В результате проведенных розыскных мероприятий выяснили, что «символ Третьего рейха» уничтожила «адская машина», установленная одним из членов экипажа. Часовой механизм должен был сработать после того, как пассажиры и экипаж сойдут с дирижабля, но взрыв прогремел раньше…
Потому как подобный вывод следственной комиссии дискредитировал национал-социалистическую идею, истинная причина гибели корабля была скрыта от мировой общественности. Сыщики получили строжайшее указание имперского министра авиации Геринга «ничего не открывать!» И только через 35 лет в печати было опубликовано имя террориста, заложившего мину в кормовой отсек дирижабля. Им оказался антифашист Эрих Шпель, который сам стал жертвой теракта и скончался от ожогов на другой день после катастрофы.
Гибель дирижабля «Гинденбурга» привела к закату эры пассажирских дирижаблей. Несмотря на то что трагедия не была непосредственно связана с конструктивными недостатками цеппелинов, вера в «небесные сигары» была окончательно подорвана. Сразу же после катастрофы фюрер отдал приказ остановить работы по выпуску цеппелинов. Исключение сделали только для близнеца погибшего «Гинденбурга», получившего название «Граф Цеппелин II». Этот дирижабль был достроен и использовался для проведения разведывательных операций против Англии. А все его собратья, уже в 1939 г., были разобраны и отданы на переплавку – военным заводам гитлеровской Германии срочно требовался дефицитный алюминий.
Комментарии
Отправить комментарий